ОБРАЗ ТЕЛА КАК ОБРАЗ Я Вопрос
«Кто я?» является ключевым вопросом в психологии. Это фундаментальный, основополагающий бытийный вопрос в жизни человека. Все остальные вопросы следуют из него: «Зачем я?», «Куда я?» и т.д. Если дан ответ на вопрос «Кто я?», все остальные вопросы автоматически получают следующие из этого ответы. Но этот ответ может дать только сам человек, бесполезно искать ответы вовне. Другой может сказать только: «Каким я тебя вижу», «Как я тебя воспринимаю», и чаще всего такие оценивания основаны на собственных проекциях и фантазиях. Только сам субъект знает – кто он на самом деле. Но для этого нужно взять на себя ответственность за себя, за свою жизнь, а не перекладывать ее вовне, считая себя «жертвой обстоятельств», «случайных совпадений» и т.д. Ответ на вопрос «Кто я?» подразумевает принятие на себя ответственности, а ответственность всегда пугает. Но именно ответственность – основная характеристика психологической зрелости, показатель психологического взросления.
Ответ на вопрос «Кто я?» может иметь разные уровни сложности – базовые уровни идентификации. Базовое представление о себе –
Я-концепция. Я-концепция как психологический конструкт начинает формироваться примерно около полутора лет, когда ребенок постепенно выделяет себя из окружающей среды, выходит из так называемого «океанического слияния» с миром, начинает себя осознавать. Так, многие эксперименты на выявление момента зарождения самосознания связаны именно с телом: например, Льюис и Брукс (1974) сажали на лоб ребенка пятно и подносили его к зеркалу. Лишь начиная с 16 месяцев дети тянулись к своему лицу, а не к зеркальному отражению.
Сперва, как промежуточный этап, ребенок уже отделил себя от мира, но еще не идентифицирован с собой полностью, поэтому говорит о себе в третьем лице: «Ваня голоден», «Маше холодно»…
Далее возникает монолог от первого лица и начальное представление о себе, первичная идентификация: «Я – мальчик», «Я – хорошая» и т.д.
Я-концепция состоит из 2 частей: образа Я и самоотношения. Образ Я – представление о себе как о субъекте: «Кто я?». Самоотношение – оценивающая характеристика: «Какой я?»
Образ Я является первичной и базовой характеристикой, онтогенетически более ранней. Самоотношение формируется позже, когда ребенок сталкивается с оцениванием его и его действий со стороны значимых фигур (в первую очередь – родительских): обычно в 2-3 года. Если годовалого ребенка любят безусловной любовью и принимают все его действия, то поступки двухлетнего ребенка уже начинают оценивать – это часть социализации, формирования ребенка как субъекта социального, его инициация в жизнь в социуме. Самоотношение – результат интериоризации (присвоения извне вовнутрь) отношения к ребенку. В этом возрасте, раннем детстве, формируется базовый нарциссизм, который в том или ином виде есть у каждого из нас:
- представление о себе как о достаточно хорошем субъекте — здоровый нарциссизм, подразумевающий чувство собственной ценности и достоинство быть собой;
- представление о себе как о самом лучшем — нездоровая нарциссическая позиция, собственно «нарциссизм» в узком смысле этого слова как чрезмерная самоценность;
- восприятие себя как плохого субъекта – второй вариант нездоровой нарциссической позиции. В разных концепциях мы встречаем его под названиями «раненый нарциссизм», «дефицитарный нарциссизм», «нарциссизм смерти».
Образ Я более объективная характеристика, основанная на объективной реальности. Адекватность Образа Я легко проверить, соотнеся с реальностью – значительная часть характеристик явлена объективно: пол, возраст и т.д.
Самоотношение – характеристика исключительно субъективная, оценочная. Нет и не может быть «единицы измерения» для ценности и «хорошести» личности…
Исходя из этого, образ Я – более константная (постоянная) характеристика, а Самоотношение – меняющаяся.
Образ Я — более глубинный, базовый конструкт, менее поддающийся влиянию. Это то, что в эзотерических учениях называется «внутренней правдой»: если человек уверен в своей правоте, на его мнение трудно повлиять. Например, если вы точно знаете, что вы – человек, пускай вам 10 человек скажут, что вы – марсианин, вы только посмеетесь…
А вот Самоотношение в большей степени подвержено влиянию извне, в первую очередь – со стороны авторитетных для нас фигур. Самоотношение меняется быстрее, чем образ Я – иногда достаточно одного поступка, который кардинально изменит Самоотношение, будь то в лучшую или в худшую сторону. Как мы сказали, Самоотношение связано с нашим естественным нарциссизмом, а значит, иметь достаточно хорошее Самоотношение (представление о себе как о достаточно хорошем субъекте) – наша базовая потребность. Именно бессознательное желание сделать свое самоотношение более позитивным заставляет нас совершать «подвиги»: выигранная на Олимпиаде медаль имеет значение для нашего Бессознательного только как символ улучшения отношения к себе, своей ценности, сам по себе металлический кругляш для Бессознательно непонятен… И, напротив, чувство стыда переживается нами крайне болезненно, потому что ранит нарциссизм, Самоотношение. Совершив «недостойный поступок» восточные самураи делали себе харакири, западные офицеры – стрелялись…
Образ Я состоит из нескольких подструктур. Традиционно выделяют:
- Я-телесное как представление о собственном теле;
- Я-психологическое – представление о своих психологических качествах, характере, психологическом портрете и т.д.;
- Я-социальное – Я как субъект социальный, место и роль в социуме;
- Я-духовное – представление о своих духовных качествах.
И если последние три конструкта неоднократно исследовались и психологией, и социологией, и философией, и другими интересующими личностью дисциплинами, то Я-телесному, как это ни странно, внимания уделяется мало. Вместе с тем Я-телесное – замечательный диагностический и коррекционный инструмент. Р.Бернс даже назвал образ тела "источником развития Я-концепции".
С телесным образом Я плотно работал
Мойше Фельденкрайз (1904-1984) – основатель системы функциональной реабилитации и телесного сознавания. Свою деятельность на этом поприще он начал во время Второй Мировой войны в Англии, работая в госпиталях, затем переехал в Израиль. В настоящее время его систему причисляют к телесно-ориентированной психотерапии, она популярна по всему миру, особенно в Австрии, Англии, Германии, Израиле, России, США и т.д.
М.Фельденкрайз предложил исследовать
образ тела, а именно –
бессознательную его часть. Ведь Образ Я не так прост, как кажется. Только незначительная его часть нами осознается: сознательные представления о себе. Подобно айсбергу, свою основную часть образ Я прячет в Бессознательном. Это касается всех элементов образа Я: и Я-телесного, и Я-психологичексого, и Я-социального, и Я-духовного.
А значит, у каждого из нас есть 2 представления о своем теле: сознательное и бессознательное. Сознательное представление более приближено к реальности. У психически сохранного человека оно в значительной степени совпадает с реальностью. Одна из характеристик патологии – нарушение тестирования реальности, то есть адекватного ее восприятия. Так, анорексия – пограничное состояние, и сознательный образ тела у анорексички уже далек от тела реального: обладая очевидной нехваткой веса, она воспринимает свое тело как полное. В случае еще более серьезных расстройств, а тем более бредовых состояний, по поводу своего тела могут возникать любые фантазии…
Бессознательное представление о собственном теле может отличаться от реальности даже у психически сохранного взрослого человека. М.Фельденкрайз называет среднестатистическое искажение бессознательного образа тела (отличие от тела реального): 20-25%. Последующие исследования подтверждают эту цифру.
Как преимущества работы с образом тела, М.Фельденкрайз называет следующие. Во-первых, тело явлено нам объективно, у нас есть критерий, с которым мы можем сравнить субъективные представления клиента: константная точка отсчета. Во-вторых, сфера психологическая более затабуирована, менее доступна: к своим эмоциональным переживаниям и раннедетским воспоминаниям клиент подпустит не так охотно, как к исследованию образа тела. Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить образ действий, а для этого надо изменить образ себя. И начать легче всего с образа своего тела. Пока образ собственного тела искажен, человек не может иметь реалистичное представление о себе вцелом, в т.ч. о психологических качествах.
М.Фельнкрайз предложил принцип диагносцирования бессознательного образа тела: респондент с закрытыми глазами показывает размеры частей своего тела. На его основании в 2002 г. была составлена
методика «Промеры по М.Фельденкрайзу» (Соловьева И.А., первое исследование – на базе РГГУ, научный руководитель – Колошина Т.Ю.). Методика замеряет 15 параметров: