Насколько глупо было бы постоянно корректировать свою жизнь под требования цели, на которую мы каждый день смотрим с разных углов? Что в таком случае мы надеемся нажить кроме скачущего невроза?
Значит, ответ в том, что не надо иметь дело с целями, по крайней мере, с существенными. Чтобы основательно расписать эту тему, потребовалась бы пачка бумаги. Одному Богу известно, сколько книг написано на тему «смысл жизни человека» и тому подобное, и только Бог знает, сколько людей на эту тему размышляли. Мало смысла в моей попытке рассказать об этом в двух словах, так как я первый готов признать у себя отсутствие подготовки, чтобы сводить смысл жизни к одному-двум пунктам.
Я буду держаться подальше от термина «экзистенциализм», но ты имей в виду, что это своего рода ключ. Попробуй почитать «Бытие и ничто» Жан-Поля Сартра или небольшое произведение под названием «Экзистенциализм от Достоевского до Сартра». Это просто предложения. Но если тебя устраивает, кто ты есть и чем занимаешься, то отодвинь эти книги подальше. (Не стоит будить спящую собаку.) Но вернёмся к ответу. Как я сказал, наша приверженность материальной цели в лучшем случае представляется неразумной. Поэтому мы не стремимся быть ни пожарными, ни банкирами, ни полицейскими, ни врачами. Мы стремимся быть самими собой.
Но не пойми меня неправильно. Я не имею в виду, что мы не можем быть пожарными, банкирами или врачами. Я подразумеваю, что мы должны ставить цели, соответствующие нашей личности, а не заставлять личность соответствовать цели. В каждом человеке объединились наследственность и окружающая среда, чтобы произвести существо с определёнными способностями и желаниями, в том числе с глубоко укоренившейся потребностью работать так, чтобы его жизнь была осмысленной. Человек должен быть кем-то; он должен иметь значение.
Насколько я это понимаю, формула работает примерно так: человек должен выбрать путь, который позволит его способностям реализоваться с максимальной эффективностью в сторону удовлетворения собственных желаний. При этом он удовлетворяет потребности (проявляя свою личность, работает в соответствии с шаблоном по направлению к поставленной цели) и избегает неприятностей на пути реализации своего потенциала (выбирая путь, который не ограничивает его в саморазвитии). При этом он избегает страха увидеть, как его цель теряет очарование по мере того, как он к ней приближается (не подстраивает себя для удовлетворения запросов того, что он ищет, а прогибает свою цель, чтобы она соответствовала его способностям и желаниям).
Короче, он не посвящает свою жизнь достижению заранее определённой цели, а скорее выбирает образ жизни, который, как он точно знает, доставит ему удовольствие. Цель полностью второстепенна: ключевое значение имеет процесс движение к цели. Кажется, почти смешно говорить, что человек должен действовать по шаблону, который он сам для себя выбрал. Если же позволить другому человеку определить твои цели, это значит отказаться от одного из самых важных аспектов жизни – от акта воли, который и делает человека личностью.
Давай предположим, что у тебя есть выбор из восьми путей (все они, конечно, заранее определены). И давай предположим, что ты не видишь реальной цели ни в одном из них. Тогда – и в этом суть всего, что я сказал, – ты должен найти девятый путь.
Естественно, это не так просто, как кажется. У тебя была относительно ограниченная жизнь, ты вёл вертикальное, а не горизонтальное существование. Поэтому несложно понять, как ты себя чувствуешь.
Но человеку, который медлит с выбором, достанется выбор, сделанный обстоятельствами.
Поэтому, если сейчас ты в числе разочарованных, то тебе ничего не остаётся, кроме как принять всё как есть, или всерьёз искать что-то другое. Но остерегайся поиска цели. Вместо этого ищи образ жизни.
Реши, как ты хочешь жить, а потом посмотри, что ты можешь сделать, чтобы заработать на жизнь в рамках такого образа жизни.
Но ты скажешь: «Я не знаю, где искать, я не знаю, что искать».
И в этом суть. Стоит ли отказываться от того, что я имею, чтобы искать что-то лучше? Я не знаю, так ли это? Кто может принять такое решение, кроме тебя? Но, даже решив начать поиски, ты пройдёшь долгий путь к своему выбору.
Если я не остановлюсь, то напишу книгу. Надеюсь, что это не так запутано, как кажется на первый взгляд. Имей в виду, что это мой взгляд на вещи. Я думаю, что он вполне применим в целом, но ты можешь не согласиться.